Заводские автомобильные глушители в идеале рассчитаны на долгий срок службы, но в нашей стране качество дорог и используемые зимой реактивы способны убить даже самое надежное изделие. Когда сварочные работы и герметики уже не помогают, встает вопрос о приобретении новой детали. Что выбрать на замену – каждый автовладелец решает сам, мы же рассмотрим сильные и слабые стороны различных вариантов решения данной проблемы.
С появлением экологических норм ЕВРО-2 большинство транспортных средств стали оснащаться каталитическим нейтрализатором. Это устройство, устанавливаемое в выхлопной системе, окисляет вредные CO, CH и NOx, входящие в состав автомобильного выхлопа до безопасных для окружающей среды составляющих. Однако срок его службы не безграничен (70-150 тыс. пробега), а стоимость очень высокая, так как полезными реагентами в нем служат золото и палладий.
В автомобилях система выхлопа, часто называемая одним общим словом «глушитель», отводит переработанные продукты горения топлива в необходимую точку пространства. Также она значительно приглушает звук от работающего двигателя и выполняет очистку выбрасываемых им газов. В состав тракта входят отдельные банки (гофра, катализатор, сажевый фильтр, непосредственно глушитель, резонатор) и соединяющие их трубы. В транспортных средствах с большим объемом двигателя выхлопная система может дублироваться.
Значительное ужесточение международных экологических норм в 2000 году коснулось и чистоты выхлопа транспортных средств, участвующих в дорожном движении. В результате этого, в газоотводящем тракте многих автомобилей кроме катализаторов появились еще и сажевые фильтры (СФ) с ЕГР. Нововведение позволило производителям авто добиться соответствия экологическому стандарту Евро-4 (а для дизельных двигателей даже Евро-5). Но проблемы, связанные с засорением системы и периодической необходимостью замены элемента толкают автовладельцев на его самостоятельное удаление. Естественно, что многих потребителей интересуют последствия таких действий.
Неисправности в системах выхлопа негативно сказываются на функционировании других узлов транспортного средства (включая ходовую), оплавляемых ядовитыми газами и подверженных чрезмерной вибрации. Также утечка вредных летучих веществ несет не только дискомфорт, но и серьезную опасность для водителя с пассажирами. Однако максимально при этом страдает мотор. От разрушения элементов выхлопного тракта создаются препятствия прохождению отработанного воздуха, что ведет к нарушению ритма работы двигателя, падению мощности, увеличению потребления топлива. Ремонт глушителя в этом случае становится неизбежным.
Любая простейшая система выхлопа транспортного средства состоит из выпускного коллектора, катализатора, банок глушителя (может быть от одной до трех) и «трубопровода». И хоть два первых элемента отличаются своей долговечностью, «банки» и выхлопные трубы разрушаются значительно быстрее. Этому способствуют как внешние, так и внутренние факторы. В качестве первых могут выступать механические повреждения, реагенты с дорог и капризы непогоды. Им тракт подвержен в силу своего расположения под днищем транспортного средства.
Тема удаления катализатора или сажевого фильтра не нова – вещь это достаточно дорогостоящая и многие отечественные автовладельцы с радостью от нее избавляются. В автомобилях, системы выхлопа которых соответствуют экологическому классу «ЕВРО-2», проблем после этого не возникает. Но совсем иначе обстоят дела с машинами стандарта «ЕВРО-3» и выше. В них предусмотрено еще наличие 2-х лямбда-зондов, благодаря которым происходит коррекция подачи топливной смеси, и нормируется степень ее обогащения кислородом. А это значит, что попутно оказывается влияние на отдаваемую двигателем мощность и расход топлива.
Эта проблема актуальна как для старых, так и для новых авто, часто вне зависимости от существующего пробега. Возникает она по нескольким причинам, зависящим от износа комплектующих, качества деталей и условий эксплуатации автомобиля. Различными бывают и последствия. Даже легкие колебания приводят к шуму в салоне и головной боли у водителя с пассажирами. А когда вибрация становится ощутимой, это может привести к нарушению работы других узлов, вплоть до начала преждевременного разрушения отличной машины.
Тракт выхлопа или обобщенно глушитель – именно та часть автомобиля, которую одной из первых поражает коррозия. Все его элементы находятся под днищем транспортного средства, благодаря чему подвержены как негативному внутреннему, так и внешнему воздействию. Даже оригинальные запчасти из жаропрочной легированной нержавейки, устанавливаемые в заводских условиях при сборке машины, могут прийти в негодность через 4-5 лет эксплуатации. Обычные же стальные глушители приходится порой менять каждые 2-3 года. Конечно же, есть определенные причины возникновения такой ситуации, как и действия, способные увеличить долговечность выхлопной системы в 2-3 раза.
Именно этим обобщенным словом большинство обывателей называют выхлопную трубу автомобиля. Но объективно в ней можно выделить несколько важных элементов, каждый из которых выполняет определенные функции в составе выпускного тракта.
С середины ХХ века мировая общественность постоянно ужесточает меры борьбы с выбросами в атмосферу, характерными при работе двигателей внутреннего сгорания. Из-за этого все современные транспортные средства (кроме электротехнических) оснащаются каталитическими нейтрализаторами. Автовладельцы называют их также катализаторами, катколлекторами, конвертерами и т. д. Устройства устанавливаются в выхлопную систему автомобиля и крепятся на выходное отверстие «штанов» (приемной трубы), соединенной с блоком цилиндров.
· выпускного коллектора;
· гофры;
· каталитического нейтрализатора;
· резонатора;
· глушителя;
· соединительных колец и труб.
Назначение любого автомобильного глушителя состоит в поглощении шума и вредных выбросов при работающем двигателе. Однако их конфигурация и внутреннее строение препятствуют свободному прохождению выхлопных газов и продуктов сгорания, снижая мощность, отдаваемую мотором. Многие любители быстрой езды тюнингуют свои авто, спрямляя выхлопные тракты, но это приводит к увеличению в разы рева и выброса несгоревших частиц в атмосферу. Спортивные глушители, в отличие от кустарных доработок, также имеют прямоточную систему, но их внутренняя конструкция и принцип действия несколько иные.
Система выпуска отработавших газов (выпускной тракт) автомобиля, ошибочно называемая некоторыми еще и «глушителем», состоит из целого набора функциональных элементов. Их слаженная работа обеспечивает необходимые режимы в турбине и двигателе авто, защищает находящихся в салоне от удушающих газов, уменьшает уровень шумов, исходящих от мотора, предотвращает загрязнение окружающей среды продуктами сгорания топлива.
Благодаря системе выхлопа, устанавливаемой на автомобиле, нейтрализуется ядовитость и высокая температура отработанных газов, образуемых двигателем внутреннего сгорания, уменьшается уровень распространяемого шума. Однако при этом сам выпускной тракт и все, составляющие его, элементы подвергаются постоянным повышенным нагрузкам. Чтобы своевременно выявить предпосылки серьезных поломок, а значит сэкономить свое время и деньги, нужна его периодическая диагностика. И проводиться она должна не только самостоятельно визуальным путем, но и на СТО.