Несколько десятилетий назад к основным задачам системы выхлопа добавилась еще одна — охрана окружающей среды от вредных выбросов. Ничего не имея против борьбы за чистоту окружающей среды, автомобилисты, тем не менее, стали заложниками «бомбы замедленного действия». Она называется каталитический нейтрализатор.
Сам термин пришел в обиход автомобилистов от оружейников. Так называют нехитрое устройство, которое рассеивает пламя во время выстрела. Он ничего не гасит, а именно рассеивает, избавляя стенки системы выхлопа от лишней нагрузки. Никто бы и не вспоминал о пламегасителях в контексте двигателей внутреннего сгорания так широко, если бы не катализаторы.
Нейтрализатор отработанных газов вещь, безусловно, полезная. С его помощью система управления двигателем отслеживает количество несгоревшего кислорода в выхлопе (выражается греческой литерой лямбда) и может значительно снизить уровень содержания вредных веществ, дожигая их в процессе работы. Конечно, катализатор стал еще одним звеном в цепи, которая отбирает мощность у двигателя, поскольку для проталкивания огромной массы газов через керамические соты нужны дополнительные лошадиные силы.
Но это не самое страшное. Основная проблема, которую катализаторы предоставили водителю, заключается в их дороговизне и малом сроке службы. Первое объясняется тем, что в конструкции нейтрализатора задействованы драгметаллы (платина, в том числе), а также дороговизне и хрупкости керамического элемента. Он быстро забивается, поскольку бензин у нас не самого лучшего качества, и быстро разрушается от малейшего удара по корпусу. Выход был найден. Вместо катализатора врезается дополнительный элемент, фактически еще один резонатор, а система управления двигателем благополучно обманывается перепрограммированием. В результате двигатель начинает дышать полной грудью, немного вырастает мощность и уровень содержания вредных веществ в выхлопе. Разумеется, в Европе и в Штатах такую машину не подпустили бы и близко к дороге общего пользования, но у нас пока терпят. Стоп. А почему бы просто не выбросить катализатор и вварить вместо него кусок хорошей трубы? Все сложнее, чем кажется. Катализатор не просто дожигает несгоревшее топливо и контролирует уровень выброса, но работает в качестве дополнительного резонатора. Он снижает уровень шума и вибрации, берет на себя часть температурной и вибрационной нагрузки от штатного резонатора и глушителя. Поэтому просто взять и удалить катализатор не получится. Более того. В современных мощных двигателях могут быть установлены четыре катализатора. И если хотя бы один из них вышел из строя, менять придется все сразу. Или ставить четыре пламегасителя, поскольку разница в давлении системы выхлопа в разных ветках негативно сказывается как на работе двигателя, так и на его ресурсе. Вместо катализаторов, сколько бы их там не было, устанавливают пламегасители прямоточного типа с системой снижения уровня шума. Они представляют собой корпус, диаметр которого гораздо больше самого трубопровода. Внутри корпуса устанавливают перфорированную трубу, равную по диаметру трубопроводу. Диаметр отверстия перфорации зависит от характеристик двигателя и конструкции системы выхлопа. Корпус выполнен не просто в виде банки, как у резонатора, а с двухслойной стенкой. Между стенками укладывается шумоизоляционный термостойкий материал, который вдобавок работает как теплоизолятор. Таким образом, правильный пламегаситель борется с шумом как методом поглощения набивкой, так и методом отражения волн от стенок двойного корпуса. Более сложные пламегасители, которые разработаны специально для конкретной модели двигателя, имеют в конструкции дополнительную резонирующую камеру конусного или спиралевидного типа. В комплексе эти три меры приносят довольно позитивные результаты. Уровень шума снижается, по крайней мере, становится не выше штатного. При этом есть возможность корректировать тон звука выхлопа. Через какое-то время набивка из минерального волокна обязательно выгорает, но критических изменений в работе двигателя и в уровне шума мы не заметим. Существует еще одна методика замены катализатора на пламегаситель. Она заключается в использовании штатного корпуса катализатора, куда вместо керамического элемента устанавливается сам пламегаситель. Преимущества такого метода очевидны: 1. Заводские корпуса нейтрализаторов обычно изготовлены из качественной нержавеющей стали.Как устроен пламегаситель
2. Конструкция встроенного пламегасителя может быть адаптирована к конкретному двигателю и учитывать потребности хозяина автомобиля.
3. Объем корпуса пламегасителя максимальный, что позволит внедрить любые конструктивные решения.
Установка пламегасителей на подержанные автомобили уже не роскошь, а необходимость, поэтому ответственность, с которой должна быть выполнена эта работа, не обговаривается.